| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа развития
Программа развития муниципального образовательного учреждения «Гмелинская средняя общеобразовательная школа» на 2005-2009 гг. Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………...3-4 2. Проблемный анализ состояния школы……………………………………………..5-11 2.1 История становления школы………………………………………………………..5 2.2 Сведения об обучающихся. Комплектация……………………………………........6-7 2.3 Краткая характеристика достижений…………………………………………........7-11 3. Модель работы школы………………………………………………………………12-13 4. Анализ затруднений и нерешенных проблем………………………………………14-15 5. Цели и задачи развития школы на ближайшую перспективу…………………….16-24 5.1 Концепция развития школы…………………………………………………………16-17 5.2 Основные направления реализации программы и ожидаемые результаты…………………………………………………………………………….17-20 5.3 Этапы реализации программы………………………………………………………20-22 5.4 Модель выпускника средней школы………………………………………………..22 5.5 Инновационная деятельность……………………………………………………….23-24 6. Ресурсное обеспечение……………………………………………………………….25-26 6.1 Кадровое обеспечение……………………………………………………………….25 6.2 Материально-техническое обеспечение…………………………………………....25-26 6.3 Программно-методическое обеспечение………………………………………….. 26 6.4 Социальная среда…………………………………………………………………… 26 6.5 Деловое сотрудничество…………………………………………………………… 26 7. Контроль и управление развитием школы…………………………………………27-28 8. Финансовое обоснование программы развития……………………………………29-30
1. Введение
Целевая программа развития муниципального образовательного учреждения «Гмелинская средняя общеобразовательная школа» составлена в соответствии с «Национальной доктриной образования», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.», «Федеральной программой развития образования», Законом РФ «Об образовании» и Уставом школы. Программа направлена на создание общеобразовательного учреждения с профессиональным обучением на основе осуществления непрерывного образования. Программа определяет основную миссию школы: воспитание достойных граждан и патриотов своей Родины, способных к самопознанию и самосовершенствованию, способных быть воспринятыми обществом, быть толерантными, деловитыми, инициативными, законопослушными гражданами, востребованными обществом специалистами-профессионалами. Программа определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития МОУ «Гмелинская СОШ». Она основывается на всестороннем анализе учебно-воспитательного процесса в школе, возможностей осуществления поставленных целей и задач, заинтересованности родительской общественности в получении их детьми стабильных знаний, позволяющих продолжать обучение в престижных вузах и колледжах. Данная программа служит основой для перестройки работы школы, перевода ее из режима функционирования в режим развития, создания долгосрочных программ по основным направлениям обучения и воспитания детей, усовершенствования управления школой, повышения квалификации педагогов через развитие методической и курсовой работы.
Разработчики программы: Директор школы: Суторма Л.К. Заместители по УВР: Онищенко Л.В., Ергалиева М.С. Заместитель по ВР: Умаргалиева А.И. Рабочая группа: Педагоги: Тюняева Н.М., учитель истории, руководитель музея. Утепова М.А., учитель информатики. Белая Н.М., учитель физической культуры. Полтанова Н.П., социальный педагог.
Стратегическая цель программы развития школы – создание общеобразовательного учреждения, использующего информационные технологии и, при подключении к Интернету, Интернет-ресурсы для реализации предпрофильного и профильного обучения, социализации учащихся и управления школой в условиях экономики, ориентированной на рыночную конкуренцию.
Исполнители программы:
-Администрация школы, -педагогический коллектив (совет школы, педагогический совет, методические объединения учителей-предметников), -ученический коллектив, -попечительский совет, - родительский комитет
Социальные партнеры:
1.Муниципальное унитарное предприятие «Старополтавская МТС», Договор о совместной деятельности от 07.08. 2003г. 2.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей« Старополтавская детско-юношеская спортивная школа», Договор от 01.09.2006г. 3.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Дом детского творчества», Договор от 01 .09.2006г. 4. « Волгоградский колледж бизнеса», Договор от 01.10.2006 г.
2. Проблемный анализ состояния школы
2.1 История становления школы
Гмелинская школа была учреждена в1938 году. В истории школы было много побед. В1978г удостоена Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства РСФСР «За лучшие показатели во Всероссийском смотре ученических производственных бригад». В 1978, 1979г.г. школа - победитель областных смотров УПБ. В 1981г. школа награждена Почетной грамотой Волгоградского областного отдела народного образования «За успехи в обучении и воспитании». В 1982г - Почетная грамота за достижение высоких результатов в смотре-конкурсе военно-патриотической работы. В1983 году школа награждена Почетной грамотой за 3 место в областном смотре учебно-опытных участков. В 1993,1997,1999г.г. школа - победитель смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы школ Волгоградской области. В 1993, 1998, 2000, 2003, 2004, 2006 годах - грамоты районного комитета по образованию за качественную организацию спортивной работы со школьниками В 2003, 2004гг. школа награждена грамотами районного комитета по образованию «За организацию спортивно-массовой работы». В 2005г. - Почетная грамота районного комитета по образованию «За организацию комплексного подхода по формированию школьной зрелости у детей-дошкольников». В 2005г.- 1 место в районном конкурсе педагогического мастерства. В 2006 году -2 место в районном интеллектуальном марафоне. В 2006г-за качественную организацию предпрофильной подготовки учащихся и целенаправленную краеведческую работу. В 2006 году школа выиграла грант Администрации Старополтавского района в размере 100 тысяч рублей. Отличительная черта коллектива учителей школы в работе с детьми - патриотическое воспитание. Большая поисковая работа школьников позволила собрать материал о событиях военных лет, происходивших в с. Гмелинка. Следопыты разыскали родственников погибших на станции Гмелинская 2 октября 1942 года во время бомбежки военного эшелона, следующего в Сталинград. В архивах школьного музея хранится переписка с родственниками Александра Корниенко , Саввы Космача , девушки –зенитчицы Анны Бурдашкиной, погибших на нашей станции. Именами погибших были названы улицы села, в центре села возведен памятник, открыта мемориальная доска. Следопыты школы ездили к родственникам погибших на Украину, в Москву, родственники приезжали в гости в школу. Многие наши выпускники служили в Афганистане, Чечне, никто из выпускников Гмелинской школы никогда не уклонялся от службы в армии. Многие удостоены государственных наград. В Афганистане погиб наш выпускник Утигалиев Сахадет, его именем названа улица в селе и установлена мемориальная доска памяти. Результатом работы следопытов стала организация школьного музея (Свидетельство № 6955). Постепенно задачи музея расширялись. Мы написали письма в Германию, отыскали родственников путешественника, натуралиста, академика Петербургской Академии наук (1767) Самуила Готлиба Гмелина, чьим именем названо наше село. В музее появилась экспозиция, посвященная С.Г. Гмелину, она пополнилась новыми ценными экспонатами, когда по приглашению в школу в 1994г приезжал из ФРГ прямой потомок академика Гмелина. В настоящее время музей пополняется материалами по краеведению. Все это позволяет использовать его экспозиции в учебно-воспитательном процессе.
2.2 Сведения об обучающихся. Комплектация
В последние годы наблюдается резкое снижение численности учащихся (см. рис№1),что связано как с общей демографической тенденцией, так и с резко осложнившейся ситуацией в селе (пришли к банкротству хозяйства «Первомайское», «Цветочное»), в результате чего начался отток рабочей силы в города Волгоград, Саратов, Москву. Помимо жителей с. Гмелинка в школе обучаются дети из близлежащих сел: Цветочное, Большие Пруды, Малая Поляна, Коршуновка, Травино, Вербное. Дети проживают в пришкольном интернате, домой уезжают в пятницу и возвращаются в интернат в воскресенье. Подвоз осуществляется автобусом, полученным по программе «Школьный автобус», и арендованным УАЗом. По состоянию на 01.09.2006г. численность учащихся - 407 человек. Из них: - мальчиков -215; - девочек -192; - 33 человека проживает в пришкольном интернате.
Количество классов – комплектов - 22. Их распределение по параллелям:
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис.1.График динамики численности учащихся.
Со снижением численности учащихся связано и уменьшение классов-комплектов (см. рис. № 2):
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис.2.Диаграмма количества классов-комплектов.
2.3 Краткая характеристика достижений
Школа имеет прочные традиции по учебной подготовке учащихся. Об этом свидетельствуют следующие результаты: за последние 5 лет выпускники школы получили 6 золотых и 2 серебряных медали. Медалисты подтверждают свои знания на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Наши выпускники обучаются в Московской академии Генштаба, ВолГМУ, ВГТУ, ВГПУ, ВГСХА, ВолГУ и других вузах Поволжья. В учебные заведения начального, среднего, высшего профессионального образования поступают около 98% выпускников. Успеваемость за последние 5 лет составляет в среднем 99%, а качество знаний выросло от 25% в 2003 – 2004 г. до 37% в 2005 – 2006 г. Наши выпускники работают в разных уголках мира. Ежегодно в школе проводятся вечера встречи выпускников. На них приезжают наши выпускники из разных регионов, из стран дальнего и ближнего Зарубежья. Особое приглашение мы посылаем тем, кто окончил школу 25 лет назад. Не было ни одного случая, чтобы юбиляры не приехали на вечер встречи. Школа отслеживает судьбы своих выпускников. Отрадно, что большинство учеников находят свое место в жизни, многие из тех, кто окончил школу 10 - 15 лет назад продолжают свое образование, получают второе высшее, что свидетельствует о том, что школа учит не теряться в жизни, что наши ученики умеют адаптироваться в сложных условиях. Анализ жизненных планов выпускников Гмелинской школы позволяет сделать вывод о наличии здоровых амбиций у наших детей. Особо гордимся выпускниками, окончившими высшие военные учебные заведения и ставшими офицерами Российской Армии. На их примере воспитывается не одно поколение юных патриотов страны. Большое внимание педагогический коллектив уделяет воспитанию толерантности, потому что в школе учатся дети более десяти национальностей. В школьном музее есть экспозиция, посвященная быту и традициям народов, проживающих на территории нашего района. В 2006г. делегация нашей школы выезжала на Вторые Республиканские чтения, посвященные А.С.Пушкину и Абаю, в г. Уральск. Республики Казахстан, представляя на празднике Волгоградскую область. Ребята стали дипломантами конкурса. Воспитанники системы дополнительного образования с удовольствием участвуют во всех конкурсах, проводимых отделом по образованию Администрации Старополтавского муниципального района. В 2006-2007 учебном году приняли активное участие в международных играх- конкурсах: «Русский медвежонок », «Кенгуру», «Золотое руно» и др.
В зональном туре олимпиады в 2004-2005гг. приняло участие 5 учащихся, в 2005-2006гг. - 5 учащихся. В областном туре олимпиады в 2004-2005гг участвовали 2 учащихся, в 2006г. - 1ученик.
Спортивная и здоровьесберегающая деятельность
Правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Спортивная деятельность служит ключевым инструментом организации досуга на селе. Задача школы - привлечь как можно большее количество детей к занятиям спортом, превращение школы в центр здорового образа жизни на селе.
Результаты спортивных соревнований (призовые места)
План мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей
Кадровый потенциал
В школе работают 42 учителя. Численность управленческого персонала, администрации - 5 человек. Методическая работа осуществляется в рамках Методического совета школы. Работают в школе МО учителей: - русского языка и литературы (6чел.), -математики, информатики, физики (5чел), -иностранного языка (4чел), -естественного цикла (5чел), -истории, обществознания (5), -физической культуры, ОБЖ, политехнического цикла (6чел.), -начальных классов (12чел), - МО классных руководителей (22 чел.). Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами, на 82% выпускниками этой школы. Что же мы из себя представляем?
Уровень образования педагогических работников
Квалификационные категории педагогов
Анализ состава коллектива по педагогическому стажу
От 2 до 5 лет – 5 человек. От 5 до 15 – 12 человек. От 15 до 20 – 4 человек. Свыше 20 лет – 21 человек. Учителей-пенсионеров - 5 человек.
3. Модель работы школы
4. Анализ затруднений и нерешенных проблем
В последние годы школа столкнулась со следующими проблемами: 1. Наблюдаемая в последние годы тенденция снижения образовательного и культурного уровней родителей ведет к уменьшению значимости знаний в их глазах, что негативно сказывается на отношении детей к учебе. При этом детям внушают мысль, что можно получить диплом за деньги. Перед школой возникает проблема – донести значимость знаний не только ученикам, но и родителям. В связи с этим проводится родительский лекторий соответствующей тематики, индивидуальная работа с учащимися и их родителями. Учреждена стипендия Главы Администрации района старшеклассникам – отличникам учебы. Ежегодно за счет спонсорской помощи поощряются денежной премией учащиеся, окончившие учебный год на «отлично». Родители таких учеников получают Благодарственные письма от имени педагогического совета. Вместе с тем контингент учащихся 10 классов состоит из учащихся разного уровня развития, в том числе очень низкого, которые не в состоянии усваивать программу старшей школы на должном уровне. 2. Ухудшение умственных и физических показателей учащихся, о чем свидетельствуют заключения медико-педагогической комиссии, наблюдения социального работника, учителей, а также результаты учебы. В школе открыт класс компенсирующего обучения. По заключению медико-педагогической комиссии 10 учащихся на 01.09.06 должны заниматься по коррекционной программе. Такое положение мы связываем с ухудшением социально-экономической обстановки на селе, массовой безработицей в связи с закрытием сельскохозяйственных предприятий, что в свою очередь ведет к апатии, развитию у родителей учеников алкоголизма, увеличению количества семей, находящихся на грани нищеты. Часть родителей вынуждена оставлять своих детей на попечение бабушек или других родственников, уезжая на заработки в города. Дети остаются предоставленными самим себе. Это приводит к необходимости усиления работы по социализации детей, выработке у них умений и навыков, которые помогут учащимся из таких семей занять достойное место в обществе. В последние годы социальная служба школы активизировала свою работу, но социальный педагог не может заменить родителей. Возникают у таких детей трудности с учебой, поведением из-за отсутствия контроля со стороны взрослых. Чтобы улучшить ситуацию в школе, работают две группы продленного дня. 3. Начавшаяся модернизация современной школы диктует необходимость решения проблем, связанных с организацией предпрофильного и профильного обучения. В школе второй год осуществляется предпрофильная подготовка. Это потребовало изменения содержание программ, ревизии сложившихся форм и методов преподавания учебных дисциплин. Перед школой встала задача подготовки к переходу на профильное обучение, для чего необходимо подготовить материально-техническую базу и осуществить подготовку кадров. Для введения социально-экономического профиля создан кадровый потенциал: учителя экономики, истории, русского языка и литературы имеют высшую квалификационную категорию. Материально-техническое оборудование кабинетов не отвечает требованиям к учебным кабинетам. За последние три года была закуплена компьютерная и видеотехника, наглядные пособия. Средства, получаемые из областного бюджета на учебные расходы, школой расходуются по назначению. Но не все кабинеты готовы к переходу на профильное обучение. 4. В школе работает только 8 молодых специалистов. Педколлектив стареет, что вызывает трудности в овладении компьютерными технологиями. Не всеми педагогами понимается важность того факта, что образовательный результат определяется совокупностью ключевых компетенций, а не только усвоением знаний, умений, навыков. Это препятствие вполне устранимо, так как большинство педагогов обучаются на курсах «Оператор ЭВМ», занимаются в школьном семинаре «Современные образовательные технологии», за последние три года прошли курсовую переподготовку17 человек. Получают высшее образование заочно 7 человек. При подсоединении школы к сети Интернет необходимо обучить педагогов-пользователей сети. Кадры для этого в школе есть. 5. Дополнительное образование – это единственная возможность детям из села дать художественно-эстетическое развитие. В селе нет ни музыкальной, ни художественной школ. Все дополнительное образование бесплатное, организовать платное обучение не представляется возможным, так как большинство родителей не в состоянии оплачивать занятия в кружках и секциях (в школе из 407 детей - 400 из малоимущих семей). Материально-техническая база дополнительного образования нуждается в улучшении, для чего используются спонсорские средства. 6.Школа должна воспитывать у сельских детей чувство настоящего хозяина на своей земле. При существующем положении сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия это тяжело делать, потому что ученики видят примеры отрицательные. Если, помимо знаний о профессиях, сельские старшеклассники смогут попробовать себя в выбранных видах деятельности, их решение о выборе профессии будет более осознанным. Пока же сельхозпредприятия на территории Гмелинского поселения такой возможности дать не могут: техника старая, труд тяжелый и малооплачиваемый. Земля, закрепленная за школой, сдается в аренду, так как для самостоятельной работы на земле у школы нет своей техники, это затрудняет профессиональную подготовку. 7. Состав школы многонационален. Часть ученического контингента - из семей переселенцев из ближнего зарубежья. Не все хорошо владеют русским языком. Это вызывает трудности при изучении русского языка как предмета, что соответственно затрудняет усвоение других предметов. Поэтому в учебный план школы включены факультативные занятия и элективные курсы по русскому языку. 8.Требует обновления и внутришкольное управление. Оно должно стимулировать выражение личности педагога, а не подавлять ее. Педсоветы, проводимые в школе, семинары ориентированы на то, чтобы привлечь как можно больше педагогов к управлению школой. Есть трудности в привлечении общественности к управлению школой. У нас созданы попечительский совет и совет школы, но опыта работы у них еще мало. 9. Сужается поле шефской помощи (в селе остались два сельскохозяйственных предприятия). Школа осталась один на один со своими проблемами: материальными, проблемами трудового воспитания, профессиональной подготовки и т.д.
5. Цели и задачи развития школы на ближайшую перспективу
Согласно Уставу школы главной целью работы школы является обеспечение возможности получения начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Основными задачами деятельности школы на период действия данной программы является: ? создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в т.ч. путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования, ? создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, ? формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, ? создание условий для многоаспектной дифференциации и индивидуализации образования, ? усиление практической направленности образовательного процесса.
5.1. Концепция развития школы
1.Обеспечение образования на основе Госстандарта. Проектирование и построение образовательной среды должно учитывать обновление содержания образования. Обновление технологий образовательной деятельности: ¦ технологии КСО (В.К. Дьяченко), ¦ развивающие технологии (Л.В.Занков, «Школа 2100»), ¦ компьютерные технологии обучения, ¦ игровые технологии, ¦ здоровьесберегающие технологии.
2.Сохранение и развитие здоровья и здорового образа жизни: • освоение здоровьесберегающих технологий, формирование комфортной оздоравливающей среды, снижающей тревожность; • использование здоровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация учащихся на здоровый образ жизни; • соблюдение норм «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений», • соблюдение биоритмов учащихся разных возрастов при определении нагрузки в течение дня и учебной недели.
3.Воспитание нравственных, духовных, моральных качеств личности: • обеспечение комфортности обучения и воспитания, • формирование нравственной и активной личности, путем развития творческих способностей на основе равных и разнообразных образовательных и дополнительных услуг, • высокий уровень знаний, мотивация к продолжению образования, • создание условий для социализации личности через профессиональную ориентацию учащихся, изучение, формирование познавательного и культурного пространства учащихся.
4. Развитие личности ребенка через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности. В качестве основополагающих принципов выделяем: • личностную ориентацию, • системность, • диалогичность и толерантность, • творческую самодеятельность, • воспитание на успехе, • природосообразность.
5.Обеспечение работы школы по следующим направлениям: • художественно-эстетическое, • спортивно-техническое, • физкультурно-оздоровительное, • социально-педагогическое, • познавательное, • патриотическое, • трудовое.
6.В основу обновления системы управления положена технология управления В.И.Зверевой, опирающаяся на мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Главное для нас – это ориентация на человека и его потребности, создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника и учителя и мотивацию их на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность в различных внутришкольных системах. Эффект в управлении достигается за счет привлечения каждого для выполнения следующих функций: ? сбор информации по результатам, ? самоанализ результатов, ? постановка реальных целей, обеспеченных ресурсами, ? персонализация ответственности, ? активное освоение и использование компьютерных программ 1С ХроноГраф Расписание, 1С ХроноГраф Школа 2.5, «Библиотека».
5.2 Основные направления реализации программы развития и ожидаемые результаты
5.3.Этапы реализации программы
1 этап - Подготовительный. (2005 - 2006 учебный год) Разработка программы развития ОУ. Корректировка образовательных программ. Корректировка нормативно-правовой базы учреждения. Разработка элективных курсов в соответствии с потребностями социума.
2 этап – Внедренческий. (2006-2008 учебные годы) Организация информационно-просветительской деятельности для учителей и родителей (в течение всего периода). Оказание помощи педагогам в освоении приемов и методов заявленных технологий. Стимулирование профессионального роста педагогов (в течение всего периода). Апробация эффективных форм и методов обучения.
3 этап – Аналитический. (2008-2009 учебный год) Подведение итогов реализации программы
Календарный план реализации программы
5.4. Модель выпускника средней школы
Выпускник, получивший основное общее образование, должен: -освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; ? овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного); ? развить информационные компетентности, знать свои гражданские права и уметь их реализовывать. Выпускник, получивший среднее (полное) образование, должен: ¦ освоить все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; ¦ овладеть основами программирования, компьютерной грамотности; ¦ освоить приемы работы в сети Интернет; ¦ быть готовым к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Ведущими качествами личности выпускника МОУ «Гмелинская СОШ» являются: ¦ сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье, ¦ наличие жизненных планов, ¦ готовность экономически самостоятельно себя обеспечить, ¦ желание создать крепкую, благополучную семью, ¦ понимание и принятие философии прав и свобод человека, ¦ патриотизм, ¦ правовая и политическая культура, ¦ жизненный социальный оптимизм, ¦ информационный кругозор, ¦ потребность применять знания на практике, ¦ умение заниматься самообразованием, ¦ добросовестность, ¦ творческий подход к работе, ¦ умение жить вместе с другими, ¦ гуманность, уважение прав, свобод, достоинства других людей, ¦ отношение к своему здоровью как важной личной и общественной ценности, ¦ отсутствие вредных привычек, ¦ знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма, ¦ уважительное отношение к женщине, девушке, ¦ наличие развитого творческого начала, ¦ бережное отношение к окружающей среде.
5.5 Инновационная деятельность школы
Инновационная деятельность нашей школы предполагает не только корректировку учебных программ и планов в связи с переходом на предпрофильное обучение. Изменения ориентированы, с одной стороны, на решение вечных проблем педагогики, с другой – на решение тех проблем, которые существуют у нас «здесь и сейчас».
Направления инновационных деятельности школы:
? интеграция учебной работы и музейной педагогики. Школьный историко-краеведческий музей становится центром кристаллизации учебно-воспитательных усилий педагогического коллектива, способным объединить все сферы образовательной деятельности. Включение в обязательную программу (через школьный компонент) предмета краеведение. Музейный предмет служит хорошим наглядно- иллюстративным пособием для многих учебных дисциплин (эпизодическое включение элементов краеведения и музейных предметов в контекст урока, учебно-исследовательские работы краеведческой направленности, использование музейного материала с учетом специфики каждого предмета и т.п.). Усовершенствование работы существующей лекторской группы (совета музея).
? освоение нового подхода к составлению образовательного пространства. Квинтэссенция - школьный компонент по выбору учащихся. В школе организованы курсы по выбору:
o Генетика человека o Личная экономика o Основы экономики и бизнеса o История в лицах o Учись управлять государством o Человек и закон o Таинственный мир космоса. o События, вероятности, статистическая обработка данных. o Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры. o Имидж и профессиональная карьера. o Я и моя профессия. o Избранные вопросы математики. o Трудные случаи пунктуации. o Транспорт o Почти все о налогах. o Текст как речевое произведение. o Деловая речь. Деловое письмо. o Дискуссионные вопросы истории России 20 века. o Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка. o Молекулярная физика и термодинамика в задачах с элементами теории.
? переход к государственно-общественным формам управления, предполагающим взаимное участие родителей и ОУ в организации образовательного процесса. В школе созданы Попечительский совет, Совет школы.
? предпрофильное обучение и профессиональная ориентация школьников, со временем, переход на профильное обучение. Предполагаемые профили - социально-экономический и информационно-технологический. Освоение новых информационных технологий. Сегодня каждый педагог должен овладеть ими, иначе мы будем не интересны нашим детям. В школе открыты курсы для учителей «Оператор ЭВМ», которые в рамках сотрудничества ведет преподаватель Волгоградского колледжа бизнеса.
? профессиональное обучение. Учащиеся школы имеют возможность получить профессию тракториста-машиниста категорий E, C, F. В 2005-2006 учебном году получили соответствующие свидетельства 28 юношей-выпускников.
? индивидуальное обучение как право каждого. При школе функционирует Учебно-консультационная группа, в которой обучаются молодые люди, не имеющие возможности по каким-либо причинам продолжить образование в дневной школе. В 2005-2006 учебном году школу УКГ окончили 8 человек. Учащиеся имеют возможность в соответствии с законом РФ «Об образовании» получать образование в форме экстерната, обучения на дому, семейного образования.
? оказание поддержки детским общественным организациям. В школе работают детские организации «Родничок», «Радуга» и «Совет старшеклассников». Дети получают опыт самореализации, самоуправления, общения с людьми разного возраста. Данные детские организации получают поддержку со стороны педагогов соответствующей квалификации.
При любых новациях мы всегда помним наши профессиональные, проверенные временем, прописные истины:
Первое - ребенка воспитывают родители. Второе - ребенка воспитывает среда. Третье - ребенка воспитывает деятельность.
Поэтому наша школа стремится к тому, чтобы в школе существовало сообщество единомышленников, педагогов и родителей, которые постоянно ищут совместные пути воспитания ребенка и готовят его к решению жизненных задач.
6. Ресурсное обеспечение
6.1 Кадровое обеспечение
Как уже было отмечено выше, более 60% педагогов имеют квалификационные категории. Это свидетельствует о большом опыте подавляющего числа учителей. Учителя охотно проходят курсовую подготовку. В2005 - 2006г. прошли курсовую подготовку 8 человек. Все получили соответствующие сертификаты. В школе действует семинар по изучению современных педагогических технологий. Организованы курсы по профессии «Оператор ЭВМ», которые ведет преподаватель Палласовского филиала «Волгоградского колледжа бизнеса». Курсы посещают 19 человек. Высшее образование имеют 28 человек, 7 учителей обучаются заочно в педагогических ВУЗах. Высокая доля опытных педагогов позволяет широко использовать их мастерство в деятельности по развитию школы. Четыре учителя имеют высшую квалификационную категорию, 15 учителей – первую категорию. Для организации обучения в профильных классах можно широко использовать их опыт и опыт учителей 1 категории, которые пройдут переподготовку.
6.2 Материально-техническое обеспечение
Школа располагается в двух зданиях, которые являются типовыми. В одном здании занимаются дети 1-4 классов, в этом здании находятся 12 кабинетов, спортзал, приспособленная столовая. В основном здании размещаются 30 кабинетов, актовый зал, спортзал, мастерская, кабинет информатики, кабинет технологии, кабинет машиноведения, библиотека, столовая, музей. В школе имеются стадион и полоса препятствий. Наличие учителя информатики с высшим образованием, прошедшего курсовую переподготовку, и кабинета информатики позволяет к действующей специальности «тракторист-машинист» добавить «оператор-пользователь ПЭВМ». Для создания учебно-опытного хозяйства есть предпосылки в виде участка земли, который в данный момент сдается в аренду, так как нет нужной техники для его обработки. В целях дальнейшего совершенствования материально-технического обеспечения школы современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами программа предусматривает следующее: реконструкцию здания общеобразовательного учреждения с его модернизацией (канализация ), текущий ремонт, переоснащение в соответствии с последними требованиями педагогической науки специальных учебных кабинетов (физики, химии, биологии , информатики, географии ,экономики), актового зала; создание условий для надлежащего обеспечения санитарно-гигиенического, теплового, светового режимов, совершенствование противопожарной системы, благоустройство территории. Еще одна задача, в связи с приобретением оборудования, заключается в том , чтобы постепенно выйти на целостные и совершенные кабинеты, которые бы полностью соответствовали и нормам безопасности, и нормам государственных образовательных программ. На каждый урок у учителя должен быть свой комплект наглядности, демонстрационного, лабораторного оборудования. В 2006 году оборудован кабинет технических средств обучения, в котором находятся телевизор, медиапроектор, DVD плеер, видеомагнитофон, сканер, компьютер, копировальный аппарат. При загруженности кабинета информатики и неимении возможности оснастить все кабинеты подобной техникой, такой кабинет позволяет учителям разных предметов использовать современные средства обучения на своих уроках. Большим неудобством является тот факт, что проведение уроков в таком кабинете надо согласовывать и проводить в заявленное время. Компьютерной техникой оснащены также административные кабинеты (2), библиотека (1), бухгалтерия школы (2).
6.3 Программно-методическое обеспечение
Обучение в школе осуществляется по государственным программам по всем предметам, входящим в обязательную часть базисного плана. При переходе на предпрофильное и профильное обучение выбор программ и учебников, в соответствии с заказанными профилями, будет происходить из государственного перечня учебной и методической литературы, рекомендованного Министерством образования РФ. Мультимедийная библиотека школы насчитывает 91 электронный диск.
6.4 Социальная среда
Социальная среда рассматривается нами как один из ресурсов, определяющий образовательные потребности детей и родителей в получении образования практической направленности. В целом запросы родителей соответствуют направленности развития школы. Большая часть родителей связана с сельским хозяйством либо в настоящем, либо в прошлом. Обращает на себя внимание очень большой процент официально не работающих. Эти родители живут за счет подсобного хозяйства. Социальный паспорт села: 400 учащихся проживает в малоимущих семьях, 80 - в многодетных, 22 ребенка воспитывают одинокие матери, 23- в неполных семьях, 7 учащихся воспитываются без матерей. Учащихся из семей переселенцев-10, из них не имеют гражданства - 6 человек. Такая социальная среда создает дополнительные трудности в реализации программы развития, тем не менее педагогический коллектив настроен претворить в жизнь намеченные перспективы.
6.5 Деловое сотрудничество
При реализации данной программы школа вправе рассчитывать на сотрудничество с МОУ ДОД «Дом детского творчества», с МОУ ДОД «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа», с базовым хозяйством МУП «Старополтавская МТС», Волгоградским колледжем бизнеса, Отделом по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Старополтавского муниципального района и Администрации Гмелинского сельского поселения, Гмелинским Домом культуры. Таким образом, ресурсный анализ показывает, что в настоящее время образовательная система школы имеет достаточно высокий уровень ресурсного обеспечения, вполне достаточный для реализации данной программы развития.
7. Контроль и управление развитием школы.
8. Финансовое обоснование программы развития муниципального образовательного учреждения «Гмелинская общеобразовательная школа»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |